Каталог статей
Главная » Статьи » Мои статьи |
Ирина Герулайте Певец каменной стихии Allegro (быстро, стремительно). Поток вдохновения Когда я впервые увидела Анатолия Степановича Панфилова, знаменитого уральского ювелира, меня поразило разнообразие его украшений. А внешне он оказался похож на итальянского мастера: живая, яркая речь, благородство помыслов, что отражалось в его лице, черная шляпа, кудрявая шевелюра – что-то от мафии Сицилии.
На витрине было такое бесконечное царство фантазии, что глаза разбегались. Давно я видела подобного роскошества! И пока, с нескрываемым изумлением, смотрела я на это торжество жизни и красоты, автор украшений подошел ко мне и невзначай начал рассказывать о своей работе. Какие камни, какой металл он взял для изделий, откуда эти камни родом. На этот раз я уже не засмотрелась, а заслушалась. То есть получился несомненный пир для глаз и ушей, совершенно сказочное впечатление. Мир камня открывался мне степенно и охотно, словно ждал, когда мне удастся понять и оценить его прохладную и аристократичную суть. В 2018 году мастеру исполняется 75 лет. За годы знакомства я узнала, что его самый любимый месяц – май. «В мае появляются первые зеленые листочки, в наших краях становится теплей, и от этого на душе светло и радостно» - так он рассказывает о своих чувствах к этому месяцу, преддверию лета. И когда ты смотришь на его великолепную страну больших, ярких изумрудов, начинаешь чувствовать т что-то подобное. Зелень этих драгоценных камней очаровывает, а когда камень сочетается с воображением мастера, он обретает какой-то изумительный голос, как будто огранка вместе с металлом раскрывают чистоту интонации, позволяют изумруду спеть только ему присущую мелодию. Мы пройдемся по мирам Анатолия Панфилова, которые он создает неустанно, день за днем, вернее, ночь за ночью: лучшее время работы для него всегда остается таинственное и вдохновенное величие ночи. Эти миры наполняют его украшения, ведь в каждом из них живет его душа, его открытия. Мы попробуем определить, в каком источнике находится та самая питательная среда нашего мастера, где его истоки и родина вдохновения. Самый первый, но ярчайший «ручеек», источник ювелира – его родина. И попробуйте уловить связь, что существует между движением и покоем, они как черное и белое создают гармонию. Самый неподвижный, как кажется на первый взгляд, житель земли - камень, минерал. Как он, в своей неподвижности, холодности, невозмутимости вызывает массу эмоций, движений чувств, улыбок, восхищения - разве это не истинная загадка? По аналогии с солистами групп «Depeche mode» и « Duran-Duran» Гэханом и Боланом: собранные, не расплескивающие эмоцию направо и налево, внутренняя жизнь их протекает на далеких морских глубинах, в тайниках океанов их душ, они одним лаконичным жестом или интонацией вызывают бурю эмоций. Камень как символ. У румынского ученого антрополога Мирчи Элиаде, который посвятил свою жизнь изучению движения человечества от древнего мира к современности, символизм камня изучается в контексте связи человека с природой, связи глубокой и пронизанной религиозным чувством. «Камни олицетворяют мощь, твердость и постоянство… камень поражает человека тем, что есть в нем абсолютного, поражает и открывает ему по аналогии несокрушимость характера Бытия». Конечно, этот материал, камень, склонен быть в этом мире долго, очень долго. Но для того, чтобы применить его в украшении, нужно преобразовать его природу, делать срезу и спилы, гранить на станке. Вот какое удивительное открытие сделал сын Анатолия Степановича, также ювелир - Сергей. «В свои поездки по союзу, в период добывания камней на месторождениях, отец часто брал с собой меня и младшего брата, Максима. С большой ясностью я запомнил поезду в Орск, на гору Полковник. В 1982 году, вместе с папой и ребятами Дворца пионеров на Вознесенской горке, где тогда работал камнерезный кружок для детей, мы поехали на так называемые «чапаевские места». Там, где по преданиям на реке Урал погиб Василий Чапаев. Знаменитая орская яшма с ее изумительными рисунками оказалась великолепна. Что еще меня поразило тогда, так это технология работы с этим поделочным камнем. Мы попали на участок, где мастера занимались разработкой месторождения орской яшмы. В огромном куске камня алмазным сверлом делали дыры, потом в эти дыры помещали дерево, которое впитывает влагу, ставили на солнце. Яшма нагревалась и в итоге раскалывалась на куски. И уже с этими частями камня можно было дальше работать». Так сын ювелира Сергей был включен в это волшебное братство, и его тоже увлекло искусство работы с камнем. Он закончил знаменитое сорок второе свердловское училище, сейчас Сергей участник многих крупных ювелирных выставок. Редкий дар Анатолия Степановича – увлекать других своим необычайно глубоким отношением к миру камня. Ведь после того, как происходит общение с ним, ты становишься чуть-чуть другим в лучшем смысле этого слова. Другим – более внимательным к миру природы, камня, ты начинаешь ценить красоту мира, которая дается нам просто так, зато помогает в итоге обрести себя и дать имена тем ценностям, которые перевернули наши души. Он родился на Украине, и с детства полюбил мир яркой и одухотворенной природы этого края, с его летними ночами, полными ароматов цветов и трав, с синими бездонными небесами и черной, как уголь, богатой землей. Запас любви к ней не иссякает никогда, ведь она всегда новая, всегда несет нам освежающие, глубокие впечатления, и Анатолий Степанович вносит это чувство, эту легкую асимметрию и бесконечность природных форм, в свое творчество. Правда, по словам Анатолия Степановича, на Украине никто не любил и не носил украшений из камней. Дальше судьба его складывалась так, словно сама подводила его к главному делу своей жизни. В 1962 году он был призван на службу в армию, на Урал. И здесь его покорил знаменитый миф о Хозяйке медной горы, позвал на творческую тропу. В Свердловске в те годы начиналось движение молодых и одаренных ювелиров, в полную силу развернулись таланты уральских мастеров, признанных страной и миром, Леонида Устьянцева, Владимира Храмцова, Владислава Ветрова. Страна поднималась после войны, и шло движение восстановления хозяйства и, как следствие - культуры быта. Люди стали обращать внимание не только на вещи насущные, но и начали отдавать дань эстетике, внешнему виду, стилям. И это была эстетика обновления, поворота от ужаса войны к спокойной жизни, и оттого – бесконечно интересная. Женщины 50-х выглядели, словно цветы, что распускались под солнцем пришедшего мира, в моду вошел очень женственный силуэт «песочные часы». И стремление украсить себя, быть нарядной и яркой закрепилось позже, в 60-е годы, однако там пошла другая тема - космоса, что тоже отразилось в творчестве и ювелиров тоже. Какие замечательные броши носили в ту пору молодые женщины - из уральской яшмы, из родонита, изящные украшения в форме вишенок или цветов красовались на пальто у наших мам. Ювелирное искусство в стране переживало свои лучшие времена. И на Урале, на родине драгоценных камней, это было особенно заметно. В мир вышли талантливейшие мастера из Свердловска и скоро весь мир узнал их искусство. И на ювелирном рынке всего мира, на крупнейших международных выставках в ту пору наши мастера были непревзойденными. Как раз в это время Анатолий Панфилов и увлекся камнями, полюбил этот прихотливый и волшебный мир. Начал посещать клуб любителей камня, что был в ту пору в горном институте, где узнавал все больше и больше, расширял свои знания и начал ездить на месторождения. Началось особенное время: оно было наполнено романтикой, открытиями, знакомством с новыми культурами и обычаями. В Таджикистане ювелир познакомился с местными жителями, услышал множество новых для него музыкальных инструментов и упоительных мелодий. «С тех пор я прекрасно понимаю, насколько прекрасным и неповторимым может быть каждый народ, несущий свою волну, неповторимую и самобытную, в мировую культуру. Когда я слышал местных музыкантов в Таджикистане, в Узбекистане, они играли в селеньях с упоением, не думая о высоте профессионализма, но отдаваясь музыке полностью, я узнавал прекрасный мир другого народа, другого уклада и он вызывал у меня интерес и восхищение» - рассказывает ювелир о своих поездках. Поездки по стране дали мастеру интереснейший опыт технологий добычи камня. О поиске бирюзы и тонкости обращения с небесной драгоценностью он повествует так. «В Узбекистане, на Аумензинском месторождении добывали бирюзу, весьма варварским способом. Я убедился в этом лично. Дело в том, что бирюза очень хрупкий камень и требует «ручного» подхода. А тут приехали москвичи и решили взрывать, заложили динамит, взломали карьер, и в итоге сама бирюза стала хрупкой, начала крошиться… С тех пор прошло много дет. Но до сих пор на этом месторождении бирюза не самого лучшего качества». Тогда же у начинающего ювелира началось обучение у мастера Леонида Федоровича Устьянцева. Он всегда тактично корректировал мою мысль, подсказывал, обладая удивительной интуицией и мастерством, интересные ходы. Доброжелательность и высокая культура этого признанного с молодости мастера дало начинающему ювелиру огромную базу. О нем Анатолий Степанович вспоминает очень теплыми словами, потому что характер и талант этого человека, теплое и отеческое отношение к ученикам, снискали ему добрую славу и восхищение его искусством. «Этот человек обладал добрым чувством юмора и хорошим, светлым характером. Поэтому учиться у него было интересно и при этом приятно, потому что эти качества его души влияли на всех нас положительно. Что сказать, талантливейший, светлый, Богом отмеченный человек». Adagio (медленно, широко). Линии смысла драгоценностей Много лет ювелир собирает высказывания своих коллег о камне. И по этим словам он определял истинное отношение человека к драгоценным дарам земли, «эссенцию либо искренности души, либо жадности и продажности». И главное для него всегда было не в дороговизне камня, а в его красоте. Одним из вдохновителей мастера был его коллега по пединституту. Этот человек однажды сказал слова, которые запали в душу и стали золотой ведущей нитью на всю жизнь. Он сказал ему, что камень хранит в себе тайну, которую мы можем открыть. Когда разрезаешь его, это волшебный момент, потому что никогда не знаешь – что там? Какой будет рисунок, какое сочетание цвета? А когда, наконец, видишь, то это всплеск души, несравненная радость открытия. Название нового украшения, как говорит художник, часто выскакивает само, от главной эмоции, которая приходит в общении с камнем. «Кунцит и изумруд, это удивительное сочетание нежно-зеленого и умиротворенного розового, вызвало у меня ощущение радости». Именно так появилось колье «Радость души». Открытия совершаются каждый раз, ведь невозможно предсказать чудесные ходы природы. Все это похоже на великолепную шахматную партию, где игроки порой совершенно не знают друг друга, но узнают только в процессе самой игры. Изумруды – одни из любимых камней у мастера. Больше всего ему нравится работать с изумрудами прозрачными, светло-зелеными, цвета первой майской зелени. «Камень надежды». Изумруд очень любили восточные шейхи, это был камень богатых людей. В древности они пользовались растертым в порошок изумрудом от укусов змей. Украшения из крупных, красивых светлых изумрудов - это стиль Панфилова. Аквамарин – камень искрящейся и летящей воды. Его цвет и текстура – все насыщено водной стихией, как будто перелилась вода в камень да там и осталась. Кольцо «Каменный цветок», новая работа ювелира, раскрывает аквамарин с этой стороны – брызги воды как будто застыли в воздухе. Аквамарин течет! И это поразительное свойство Панфилова – выявить движение в застывшей материи. Аметист – камень апостолов. Его свойства и смысловое поле – усиливать высшие качества души, делать человека чувствительным к высоким вибрациям, к тонким мирам искусства, он взывает к гуманности и напоминает о божественной природе человека. Аметист возвышает, его мерцающий фиолетовый цвет, его прозрачность и внутренний огонь усиливают все лучшее в человеке, делая его добрее, сильнее и увереннее. Сергей Панфилов, старший сын ювелира, рассказал свою версию понимания значения камней: «Аметист, рубин и обсидиан, своим цветом и кристаллической структурой, вызывают ассоциативный ряд с религиями мира. Рубин (лал) он может быть темно-красным или алым - это камень мусульман, так как они воздают ему почести и сравнивают с божественной утренней зарей. Обсидиан, камень глубокого черного, цвета ночи над Иерусалимом перед распятием Христа – камень католиков. Аметист – прозрачный фиолетовый, с нежным переливом драгоценный камень (прекрасного качества он был на месторождении Ватиха, на Урале) это камень православия». Да, великолепное сияние аметиста вызывает в душе мелодии колокольного звона – он самых нежных переливов до мощных волн колоколов в Сергиевом Посаде. Теперь мы добрались в нашем повествовании до мастерской ювелира - попробуем узнать, как создаются украшения, так восхищающие всю страну. «Идея появляется задолго до ее воплощения, - рассказывает Анатолий Степанович. Часто бывает, что сама форма камня, его текстура и цвет дают мне повод для фантазии. Не так давно на одной из выставок я увидел эпидот, он понравился мне сразу. Черный, с вкраплениями серебряных звезд, минерал смотрел на меня в образе летучей мыши. Появилась идея, а потом и гривна «Летучая мышь». Позже, когда в голове изделие уже оформлено, есть образ, есть эскиз, только тогда я беру металл, камень и начинается ручная работа. Когда начинаю работать, то вхожу в состояние, как сейчас сказали бы, «медитации» - светлое и приподнятое. Потому что иначе изделие не возникнет. Камень любит искренность и спокойствие, все этапы работы - выпиливание, резка камня, огранка должны происходить в определенном состоянии души. Никакие влияния внешней суеты мира не проникают в это время в мастерскую период».Solennemente(торжественно). Пространство красоты и силы Ближайшее в 2018 году событие, которое снова открыло для народа ювелирный талант мастера – персональная выставка, 11 апреля в музее ювелирного и камнерезного искусства состоялось ее открытие. Название ее говорит само за себя, «Изумрудная импровизация». В залах музея мы увидели более ста авторских его работ. Анатолий Степанович - член союза дизайнеров России и художественного фонда при союзе художников России. На открытие выставки в светлом, осененном блеском драгоценностей, зале музея было сказано много теплых и значимых слов, в них было и восхищение талантом мастера, и признание его высоких человеческих качеств. В музее непроизвольно создалась неповторимая атмосфера, которая согрела всех присутствующих. Ни зависти, ни спеси, ни пафоса, свойственного таким мероприятиям, не было. Видимо потому, что главный герой события обладает высоким чувством красоты, эстетическим чутьем и мастерством, которые делают его украшения такими неповторимыми и запоминающимися. И эти качества оценены нашей страной по достоинству. В этот день Анатолию Степановичу была вручена редкая награда, малый знак ордена «Карл Фаберже. Придворный ювелир». Анатолий Степанович – мастер признанный, получивший уже множество высоких наград: золотая медаль в конкурсе «Ювелирные грани» в Перми, медаль победителя конкурса 2011 года в Екатеринбурге за следование традициям уральской ювелирной школы, награжден малым знаком Михаила Перхина, за выдающиеся творческие достижения в развитии ювелирного искусства России. Как все же изумительна природная грация в работах мастера! Его новейшие украшения наполнены особым любованием окружающим миром. Кольцо «Бабочка» создано в 2018 году, здесь царствуют серебро и бирюза. Она легка, как свойственно этим воздушным созданиям - совершенна, словно только что слетела с цветка. Если учесть, что камень сам по себе материал твердый, то эта грациозность наполняет пространство чем-то особенным. Словно ты начинаешь понимать, что любая легкость сродни совершенному полету танцора в балете, который создается постоянным, порой изматывающим и кропотливый трудом. И воздушность этого кольца оставляет бесподобное, светлое послевкусие. Кольцо «Черепаха» тоже создано в этом году, темный лазурит и серебро делают земноводное похожим на самых древних на земле существ, и ее вид вызывает и восхищение, и изумление, словно к нам пришло инопланетное чудо… Гарнитур «Изабелла» стал еще одним открытием этой выставки. Вкуснейший сорт винограда за прозрачным стеклом витрины говорил о южных ночах, морских берегах и упоительных летних закатах. Этот халцедон сконцентрировал в себе великолепие южных краев, и потому взгляда на колье достаточно, чтобы мигом перенестись туда. Есть четыре работы Анатолия Степановича, в которых пролегает его философская линия, его взгляд на мир. Колье «Гейзер», «Река жизни», «Озеро надежды» и «Журавли», словно серебряные струи дождя соединяют замыслы, идеи с тем, что мы приносим своим существованием в этот мир. Анатолий Степанович говорит, что эти украшения – плод размышлений о смысле жизни: «Гейзер» – рождение, возникновение жизни, бьющая через край энергия, чистейшая, свежая вода родника, это начало пути. В «Гейзере» аквамарин - это и есть родник, источник, возникновение, радость от присутствия в мире. Дальше – колье «Река жизни». Тут история другая, опал, основа украшения, камень непростой, в его переливах есть разное, как и в нашей жизни. Течет река, где-то ровно и спокойно, где-то ее повороты очень круты, где-то она царственно отражает лучи солнца и излучает полное умиротворение. А потом наступает время озера – воды, в которой может отразиться все, что мы смогли принести в жизнь. Наши добрые или злые дела, ошибки, грехи, радости или помощь людям». В колье «Озеро надежды» есть ощущение некоего вывода, промежуточной станции жизни, где можно попробовать увидеть свое отражение в этом озере - турмалин в серебре, где по краям камня плавают маленькие рыбки. «Журавли» - продолжает мастер, - работа, созданная под впечатлением замечательной песни о войне. На яркой, цвета небес, бирюзе - серебряные птицы, которые парят в вышине, словно говоря с нами о вечности, о тайне жизни, о переходе из одного измерения в другое»
Идея этого колье глубока, и она актуальна по сей день: «Тогда, в период, который все мы помним не всегда добрыми словами, сменилась система ценностей. В советский период, при всех его недостатках, существовали принципы – совесть художника, его мастерство, ум, достоинство, больше всего ценилось умение творчески мыслить, развиваться, находить новое. А деньги были всегда, в общем-то, вторичны, стояли они далеко не на первом месте. А вот потом, с переходом к капитализму, вырвалось вперед совсем другое. Это умение «пропиариться», сделать вещь дороже, часто даже не вкладывая в нее никакой мысли или чувства. Еще стало ценным умение обойти соперника, быть конкурентно способным. И у нас в стране это сразу стало в ущерб творчеству, где в принципе необходимо время для размышления и оттачивания идеи. Время, а не бег вприпрыжку. Для создания действительно ценной и интересной работы нужна высокая концентрация, но точно не беготня с целью выискивания протеже или знакомств для раскрутки. Я не против менеджмента или пиара, вовсе нет. Но у нас он почему-то сразу «перекосил» все в сугубо материальную сторону, а душа осталась «в загоне», скажем так. И вот образ «сатана правит миром» - это как раз о постепенной подмене, о смещении с духовного на исключительно материальное. То есть усиление вектора к материи за счет ущербности духа. Колье было создано под впечатлением искажения в русской ментальности. Да и не только в русской, как показала дальнейшая линия истории». Post scriptum Украшения Анатолия Панфилова великолепны и похожи на то, что живет, красуется, одаряя нас своим великолепием, в природе. Легки и прихотливы линии, порой, как все в природе, несимметричны и словно слегка сыроваты, словно их взяли только что из земли. И благородна игра их камней и свет их золота. Ум его, заточенный под восприятие мира с точки зрения зрелого художника, безупречно ясный, является для меня своего рода ориентиром. Это как маяк среди сложных, плывущих вдаль разнокалиберных кораблей - событий. Недавно мы говорили о том, как меняются люди и откуда берется подлинная информация. Началось все с того, что он часто бывает в Нижнем Тагиле, там проводятся выставки его украшений, и однажды он поразил местных ювелиров глубокими знаниями о тонкостях в делах минералов и драгоценных тагильских шахт. «Как вам это удалось узнать?!» - изумлялись тагильчане, слушая, как он с легкостью излагает таинственные исторические сведения. А он делал просто. В свое время, когда он заезжал в Тагил на добычу камней для своих работ, он часто беседовал с местными стариками, которые прожили здесь всю свою жизнь. И эти рассказы, непредвзятые, с юмором и без прикрас, про местные шахты, про своеобразные обычаи мастеров и камнерезов, и даже легенды города, которые крепко связаны с историей тагильских мастеров, дали ему больше, чем все книги. Ювелир грустно заметил, что люди перестали быть откровенны. Что их стало очень волновать то, что связано с насущными жизненными вопросами – есть, пить, кредиты, правительство... И душу раскрывать никто особенно не торопится. Но искренность и откровенность – свойства бесценные, и если человек обретает или сохраняет их всю жизнь, то грани его алмаза, качество его творчества начинают сиять так, словно омытые очистительным дождем. Как после грозы сияет свежая майская листва, так и талант обретает свойство переливаться и набирать новые оттенки, если трудиться и уметь радоваться всему, что приносит жизнь. Анатолий Степанович говорит, что самое главное для него – это найти красоту и подарить радость от ее открытия другим людям. «Когда посетитель выставки смотрит на мое украшение и у него начинают гореть глаза, я считаю, что моя задача выполнена. Он может купить его или не купить - бывает по-разному. Но для меня больше всего ценен сам момент открытия - когда человек видит новые грани природы, мира, и на душе его становится светлей». | |
Просмотров: 2211 | |
Всего комментариев: 0 | |